Сигаретный бычок остается в цене

24 декабря 2012 г.
На этот раз - у домовых воробьев. Оказывается, окурки в гнезде – отличный утеплитель и эффективное противопаразитное средство. Так считают и орнитологи из шотландского Университета Сент-Эндрюс.

Никотин и прочая химия, содержащаяся в использованном фильтре сигаретного окурка, работают как натуральный пестицид, отпугивающий, в частности, клещей. А целлюлозная компонента добавляет к ценности бычка свои неплохие теплоизоляционные качества.

Дикие птицы, как известно, иногда используют для защиты своих гнезд от паразитов различные пахучие растения с противопаразитным эффектом. И вот появились новые свидетельства тому, что городские птицы, двигаясь в том же направлении, используют репелентные свойства табака.

Ученые из Университета Сент-Эндрюс исследовали в Мехико гнезда домовых воробьев и мексиканских чечевиц. В каждом из них было обнаружено в среднем около 10 сигаретных окурков.

Самец домового воробья у ценной находки. У птиц в Мехико принято «меблировать» гнезда сигаретными бычками.

А в целом численность окурков в гнезде имела разброс от 0 до 48. Как показали исследования, зараженность клещами в «оборудованных» бычками гнездах была существенно ниже. Для оценки противопаразитного эффекта исследователи устраивали утепление в гнездах из использованных фильтров и из свежих. Как оказалось, свежие «батареи отопления» скорее привлекали клещей, чем отпугивали. А вот прокуренная целлюлоза насекомыми почти не заселялась.

Исследование выполнили д-р Константино Мачиас Гарсиа с коллегами из Университета Сент-Эндрюс. Статья представлена в журнал «Biology Letters» Королевского научного общества. Ученые заявляют: «Нами получены данные о том, что городские птицы используют при обустройстве гнезд сигаретные окурки, что приводит к снижению в гнезде численности эктопаразитов. По-видимому, подобный эффект вызван отпугивающим влиянием на клещей никотина и других веществ, содержащихся в остатках использованной сигареты. Это предположение подтверждается отсутствием подобного эффекта при использовании чистой фильтровой целлюлозы. Новое в поведении наблюдавшихся птиц можно отнести к элементам «самолечения», во всяком случае, оно направлено против паразитной угрозы».

Никотин уже известен как натуральное химическое средство против насекомых, поедающих растения. Он используется в сельском хозяйстве для защиты урожая в растениеводстве и как инсектицид в животноводстве, в том числе и на птичниках.

Ученые допускают, что применение окурков при обустройстве гнезд городскими птицами изначально было продиктовано желанием утеплить гнездо, а противоклещевой эффект оказался случайным счастливым дополнением. В ходе дальнейших исследований птицам будут предложены на выбор использованные и неиспользованные фильтры от сигарет. Обнаружится ли явное предпочтение?

Сообщение подготовлено по новостным материалам Бибиси «Новости Эдинбурга» выпуска от 5.12.2012.

Владимир ХАБАРОВ (Обнинск)