Разработчикам автопилотов не обойтись без голубя

7 июля 2011 г.
У птиц можно позаимствовать немало полезного для разработки новых технологий. В частности, для решения многих проблем в навигации. Человек давно заметил, как ловко и быстро может лететь птица в дремучей чаще леса. Такая маневренность не помешала бы самолетам…

Ученые из Гарвардского университета тренировали голубей летать сквозь искусственный «лес» с крошечной камерой, закрепленной на голове. Камера должна демонстрировать в динамике ту «картинку», которую птица видит в полете. «Снимая одновременно летящую птицу со стороны и получая видеоряд с «ее» камеры, мы можем полностью представить, как она летит и что видит», – рассказывает д-р Хьюай-Ти Лин, ведущий специалист этого исследовательского проекта, посвященного разработке средств автоматического управления полетом. Д-р Лин является специалистом в дистанционном управлении беспилотными средствами.


На снимке показан голубь, оборудованный видеокамерой. Ему предстоит пролететь через искусственный лес (на заднем плане). Фото: Talia Moore

Методы ориентировки голубя при навигации в сложной среде могут оказаться полезными в качестве моделей при разработке беспилотников. У голубей панорамное зрение с полем обозрения более 300 градусов. Этот случай хорошо подходит и для беспилотной авиации. Кроме того, голуби используют так называемую «саккаду головой» - быстрые короткие поперечные движения головой для снятия визуальной информации на границах поля зрения. Доклад с полученными результатами был представлен на ежегодной конференции Общества экспериментальной биологии в Глазго.

Ученые также показали, что у птиц есть и другие «таланты», полезные для авиации. В частности, их искусство выбирать наиболее прямой или короткий путь – оптимизация маршрута. Птица, маневрируя в дебрях густого леса, делает это оптимально, что дает экономию энергии и наибыстрейший финиш. И еще одно интересное наблюдение – голуби на вылете из леса ориентированы точно по той же прямой, по которой они в него влетали, несмотря на многочисленные повороты и маневры, которые они совершали в полете.

В конечном итоге желательно «обучить» такому полету и беспилотники. Аппарату задается конечная цель маршрута, а преодоление препятствий по дороге – его «личное дело». «Если бы мы освоили эту «голубиную технологию» применительно к беспилотным аппаратам, мы могли бы выпускать их на задания с меньшей загрузкой по исходным данным», - говорит д-р Лин.

Сообщение подготовлено по новостным материалам научно-популярного сетевого ресурса ScienceDaily, выпуск от 1 июля 2011 года.

Владимир ХАБАРОВ (Обнинск)
7 июля 2011 г.